В июле в Китае начал работать национальный рынок торговли разрешениями на эмиссию (выбросы) парниковых газов. На сегодняшний день торговля эмиссиями — это основной рыночный механизм, используемый в разных странах с целью снижения уровня выбросов и — соответственно — загрязнения окружающей среды. Китай, являющийся крупнейшим эмитентом выбросов СО2 в мире, стремится включиться в этот рынок и продемонстрировать своё лидерство в борьбе с климатическим кризисом в преддверии ноябрьского саммита ООН. Китайская программа была запущена всего через несколько дней после того, как Европейский Союз обнародовал подробный план по достижению углеродной нейтральности к 2050 году. Китай, в свою очередь, объявил о стратегической цели — добиться углеродно-нейтрального статуса к 2060-му.
Что такое торговля эмиссиями?
В системе торговли выбросами правительства устанавливают общий лимит на выбросы парниковых газов в своих странах и выдают предприятиям разрешения на выбросы до уровня общего лимита. Правительство может продавать разрешения предприятиям-загрязнителям, включённым в данную схему, или же выдавать их бесплатно в объёме, равном базовым выбросам данного предприятия. Базовый уровень определяется на основе средних показателей выбросов этого предприятия в прошлом. Участники схемы обязуются не превышать уровень своей квоты в период, на который она выдана. Если все участники соблюдают требования, общий объём выбросов загрязняющих веществ не будет превышать сумму индивидуальных лимитов. Со временем, правительство может поэтапно снижать общий лимит выбросов в государстве, таким образом уменьшая объём квот и, соответственно, количество выбросов и уровень загрязнения окружающей среды.
Участники рынка могут торговать разрешениями между собой. Эти разрешения могут продаваться частным образом или на международном рынке по преобладающей рыночной цене, что позволяет передавать разрешения между странами. Каждая международная передача подтверждена Рамочной конвенцией ООН об изменении климата (РКИК ООН). Каждая передача права собственности в рамках Европейского Союза дополнительно подтверждается Европейской комиссией. Торговля ведётся на специальных климатических биржах и аукционах. Разрешение на выбросы, служащее основной единицей торгов, считается эквивалентным одной метрической тонне выбросов углекислого газа (CO2). Эти разрешения в разных странах носят разные названия: углеродные кредиты, киотские единицы, единицы установленного количества или сертифицированные единицы сокращения выбросов (ССВ), но суть их одинакова.
Таким образом, конкретное предприятие может: 1) полностью использовать свою квоту; 2) выбросить меньше, чем разрешено, а лишние разрешения продать; 3) выбросить больше, чем разрешено, купив разрешения у других участников рынка.
Фактически покупатель платит за загрязнение, а продавец получает вознаграждение за сокращение выбросов. Прибыль, полученную от продажи разрешений, предприятия могут инвестировать в модернизацию, направленную на ещё большее снижение выбросов или же на другие цели. Эмиссии, совершённые сверх имеющихся у предприятия разрешений, караются штрафами.
Китайская схема
Китай впервые объявил о планах создания общенационального рынка углеродных эмиссий ещё десять лет назад, но их реализации препятствовало влиятельное лобби угольной промышленности, а также политики, для которых приоритетом был экономический рост, а не состояние окружающей среды.
Новая схема впервые установит предельные уровни загрязнения для крупных предприятий и позволит фирмам покупать разрешения на выбросы у компаний, имеющих меньший углеродный след.
По данным Международного энергетического агентства, первоначально китайский рынок углеродных эмиссий будет охватывать 2162 крупных производителя электроэнергии, продуцирующих примерно седьмую часть мировых выбросов углерода в результате сжигания ископаемого топлива.
Именно на эти компании приходится 40 процентов из 13,92 миллиарда тонн парниковых газов, выброшенных китайскими предприятиями в атмосферу Земли в 2019 году.
Citigroup прогнозирует, что в этом году в Китае будет куплено углеродных кредитов на 800 миллионов долларов, а к концу десятилетия продажи достигнут 25 миллиардов. Таким образом, углеродный рынок Китая будет равен примерно трети европейского рынка, в настоящее время крупнейшего в мире.
Проблемы и препятствия
Первоначально предполагалось, что схема торговли эмиссиями в Китае будет гораздо более масштабной и охватит семь секторов экономики, включая авиацию и нефтехимию, но, по словам ведущего аналитика Центра исследований энергетики и чистого воздуха Лаури Мулливирта, правительство «снизило амбиции», так как экономический рост стал главным приоритетом на фоне спада, вызванного пандемией Covid-19:
«Производство угля, цемента и стали в Китае сейчас возросло, поскольку правительство вкладывает миллиарды долларов в энергоёмкие отрасли, чтобы стимулировать рост экономики после пандемии. Ограничение выбросов нарушит эту модель роста».
Ещё одна проблема — низкая цена, которую китайские предприятия будут платить за загрязнение окружающей среды. Торги на рынке в Шанхае утром 16 июля стартовали с 52,7 юаней (8 долларов США) за тонну углерода. Citic Securities в своём недавнем исследовании прогнозирует, что средняя цена на выбросы углерода в Китае в этом году будет колебаться в районе 4,60 доллара за тонну, что намного ниже средней цены в ЕС, составляющей 49,40 доллара за тонну.
Другие опасения по поводу схемы торговли эмиссиями включают то, что отсутствие технических ноу-хау и постоянное давление со стороны влиятельных угольных и сталелитейных лобби могут существенно замедлить прогресс. В свою очередь, те регионы, чей экономический рост зависит от угля и углеродоемких отраслей, не спешат присоединяться к новой схеме.
По мнению Хью Слейтера из China Carbon Forum, местные чиновники и компании мало знают и об учете выбросов, и об основах климатологии, что также может существенно замедлить внедрение схемы.
«Чиновники опасаются, что слишком быстрое ограничение «грязного производства» может привести к сокращению рабочих мест и возникновению социальных волнений», — говорит Слейтер.
Официальный Китай, при этом, настроен оптимистично. Главный архитектор китайского рынка торговли эмиссиями Чжан Силян в начале июля заявил, что схема будет расширена, чтобы со следующего года охватить также производителей цемента и алюминия. «Наша цель — расширить рынок до 10 000 источников выбросов, которые производят 5 миллиардов тонн углерода в год», — утверждает Чжан.
Китайские государственные СМИ не отстают от Чжана, заявляя, что текущая версия схемы торговли эмиссиями уже является крупнейшим рынком в мире, если сравнивать количество охваченных выбросов парниковых газов, а не их рыночную стоимость.
Насколько китайская схема будет эффективна с учетом всех этих факторов, покажет время.
Источник: